пятница, 8 февраля 2013 г.

сострадание в наше время

«Усталость сострадать», так исследователи назвали состояние аудитории, которая чувствует опустошение, а не жалость, когда видит на телеэкране или слышит по радио очередную новость о трагедии, катастрофе, войне, убийстве. Негативных новостей становится так много, что они притупляют чувства и приводят к воздвижению вокруг себя стены равнодушия. В общем-то, сообщения о трагедиях, опосредованные СМИ, перестают по-настоящему задевать людей, они являются, скорее, информационным продуктом.

«МТ»-справка:

Итак, россияне больше не ахают и не падают в обморок, когда видят по телевизору обезглавленные тела или умирающих детей, нуждающихся в помощи. Все это теперь повсюду следует за ними, это стало частью их жизни. К смерти привыкли, как привыкают к повышению налогов: плохо, но ничего с этим не поделаешь. Тем не менее, многие люди все еще не утратили способности сострадать и стараются помочь друг другу.

- Кого будет волновать судьба одного больного ребенка, когда ты только что увидел, как на трассе в лепешку разбились десять человек? – говорит Минуллин.

Отчасти в том, что люди устали сострадать, виноваты и современные масс-медиа, которые в огромных количествах вываливают на свою аудиторию новости о разного рода происшествиях, причем делают это довольно сухо и жестко. Некоторые телеканалы и газеты не скупятся на яркие «живописные» картинки, которые неподготовленного человека могут привести в ужас. Однако именно такое преподнесение фактов делает человека черствым.

В чем вина прессы?

- Учитывая то, что количество всевозможных благотворительных центров растет с каждым днем, у людей появился шанс выбирать того, кому они хотят помочь, как если бы они выбирали товар в магазине, – поясняет наш собеседник психолог Асгат Минуллин. – Люди выбирают, кому помочь, исходя из рациональных соображений и личных убеждений, а не из жалости и сострадания, как это было в первое время. Горе стало чем-то обыденным.

По статистике, люди стали более остро реагировать на глобальные происшествия, такие как землетрясения или наводнения, но все меньше обращают внимания на судьбу одного человека, который попал в аварию или заболел смертельной болезнью.

Жалость, как товар

Но даже если подобный факт оказывается правдой, то мотивация у людей становится такой: «всем не поможешь, денег на всех не напасешься». 

Как рассказывает социолог, такое поведение отчасти оправдано: люди не всегда готовы помочь, скажем, ребенку, которому нужны деньги на операцию, просто потому, что не верят, что он действительно болен, народ привык, что его обманывают.

- Причина в том, что чужие проблемы, о которых мы слышим буквально со всех сторон, стали слишком уж наваливаться на людей. А они, в свою очередь, просто устали сострадать! Именно поэтому все меньше людей смотрят телевизор или, по крайней мере, отказываются от просмотра новостей. Слишком много чужого горя, от которого они устали, – рассказывает доктор психологических наук и социологии Асгат МИНУЛЛИН. 

В начале 2000-х годов Россия подхватила новую «моду» – собирать всем миром деньги на лечение больных детей. Тогда люди не жалели «монету» – средства собирались достаточно быстро и в больших количествах. Много среди тех, кто организовывал эти фонды, оказалось проходимцев, присвоивших «народные богатства» себе. И это тоже сыграло свою роль в формировании равнодушия. Сейчас сердобольные граждане не спешат расставаться со своими деньгами во спасение незнакомых им людей.

В  наше время люди стали гораздо более равнодушными, чем это было, например, лет десять назад. Сегодня пройти мимо человека, которому стало плохо на улице, или пожалеть денег, когда речь идет о спасении жизни ребенка – это «по нашему». Почему же мы стали такими? 

Люди устали сострадать / Благотворительность, как товар

Пятница, 31 Августа 2012 15:00 Комментарии: 0

Последнее обновления сайта  

Вторник, 05 Февраля 2013

Люди устали сострадать / Благотворительность, как товар

Комментариев нет:

Отправить комментарий